Деревня Новый завод на р. Каменке. С.М. Прокудин-Горский за работой. Фото: Н.М. Селиванов

«Цвет России». Фотография и фотоэкспедиции времён Российской Империи

Научный зал им. Вяч. Вс. Иванова
24 мая 2024
10:00—21:00
вход по читательскому билету
#1
Книжно-иллюстративная выставка «Цвет России» (фотография и фотоэкспедиции времён Российской Империи) посвящена 120-летию со дня первого публичного представления процесса получения цветного фотоизображения «Автохром братьев Люмьер» (30 мая 1904 года) и 80-летию со дня кончины пионера цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Он был изобретателем, химиком, педагогом, журналистом, издателем, зачинателем системы преподавания родиноведения в Империи.

На выставке представлены книги из фондов Библиотеки иностранной литературы, отражающие историю возникновения видовых и этнографических коллекций фотоматериалов, а также историю возникновения и развития цветной фотографии в Российской Империи. Всё это — свидетельство кропотливой и последовательной работы энтузиастов своего дела, желавших запечатлеть и сохранить для потомков повседневную жизнь народов Российской Империи.

Посетить выставку можно в часы работы библиотеки с 22 апреля по 22 июня 2024 года при наличии читательского билета.
#2
Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фото: С. М. Прокудин-Горский
«Никто до этого ничего подобного не делал. Фотохудожник нашёл соединения метилрота, с помощью которых „очувствил“ пластины. Теперь из трёх цветоделённых негативов можно было сделать один позитив и бесчисленное количество копий. Процесс съёмки занимал от одной до трёх секунд, а раньше мог занимать несколько часов», — так оценила вклад Прокудина-Горского российский учёный, специалист по истории книги и фотографии, профессор кафедры книговедения    МГИК, член-корреспондент Международной академии информатизации при ООН, Светлана Петровна Гаранина, стоявшая у истоков возвращения в Россию имени пионера цветной фотографии.
#3
А начиналось всё намного раньше опытов Прокудина-Горского. Попытки выполнить фотоснимки в натуральных цветах предпринимались чуть ли не со времени открытия фотографии. Идею многокрасочного фильтра-растра запатентовал Луи Дюко дю Горон ещё в 1868 г. А до и после него эксперименты в области цвета ставили Кларк Максвелл и Герман Фогель. К началу XX в. были известны несколько принципов получения цветных фотоизображений, однако их практическое и массовое воплощение так и не состоялось.
В 1903 г. братья Огюст и Луи Люмьеры запатентовали свой способ, а 30 мая 1904 г. изобретение было представлено Французской академии наук, то есть
состоялось публичное рождение цветной фотографии, хотя этот факт можно и
оспорить. Гению братьев мы обязаны появлением «автохрома». «Автохромный» в переводе с греческого значит «самоцветный», то есть процесс фотографирования без последующей раскраски передающий цвета объекта съемки. С 1913 г. фабрика Люмьеров выпускала их до 6000 в день.
Параллельно с использованием автохромов учёные и профессиональные фотографы стремились разработать свои собственные методы получения цветных изображений. Одним из первых, у кого это действительно получилось, был Адольф Мите, немецкий физик, химик, изобретатель магниевой фотовспышки. В 1901 г. Мите сконструировал фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии», которая была затем по его чертежам сделана инженером Вильгельмом Бермполем и в 1903 г. представлена широкой публике. 

А ещё в 1902 г. стажировку у Адольфа Мите прошёл русский учёный и фотограф, ученик Дмитрия Ивановича Менделеева, Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В течение полутора месяцев обучался он в фотомеханической школе доктора Мите. В конце того же года Прокудин-Горский объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите, а в 1905 году запатентовал сенсибилизатор — вещество, которое делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру и значительно превосходило по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. В 1905 году Прокудин-Горский поразил присутствовавших на заседании Российского Общества фотолюбителей 70 цветными снимками: виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца… Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали воодушевление и восторг присутствовавших.
#4
Цветная фотография Льва Толстого, сделанная в Ясной Поляне 23 мая 1908 года
В мае 1908 г. в Ясной Поляне Сергей Михайлович сделал знаменитый цветной фотографический портрет Л. Н. Толстого: «Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе. Дело в том, что я давно уже собирался просить разрешения Гр. Л. Н. Толстого снять его портрет для демонстрирования на моих цветных проекциях и с этой просьбой обратился в начале мая месяца письменно к Гр. Л. Н. Толстому. На мое письмо я получил любезное согласие Льва Николаевича.
Перед самым отъездом многие из близких мне лиц, узнав, что я еду с маленькой камерой, уговорили меня взять что-либо более солидное по размерам, дабы впоследствии можно было изготовить портрет в большом масштабе и отпечатать его для общего пользования.
Несмотря на большую громоздкость прибора и большие технические трудности, я решился сделать этот опыт и в середине мая отправился в Ясную Поляну. Лев Николаевич был весьма ко мне любезен и, несмотря на крайне малое свободное время, провел в разговоре со мною несколько часов за трехдневное пребывание мое в Ясной Поляне. Особенно живо интересовался Лев Николаевич всеми новейшими открытиями в различных научных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах.
Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин».
#5
А 3 мая 1909 г. состоялась встреча Прокудина-Горского с Николаем II, по результатам которой Император одобрил идею фотографа запечатлеть в цветных фотографиях картины жизни современной ему России и поручил министру путей сообщения оказать транспортную поддержку в организации фотоэкспедиций. О финансовой поддержке Сергей Михайлович просить постеснялся. С этого момента фотограф ещё не раз имел возможность представить результат своих поездок при дворе, получая если не денежную поддержку, то, по крайней мере, благосклонность Его Величества и ценные подарки от министерства Императорского Двора. Именно этот факт позволяет нам с полной уверенностью назвать всех участников команды Прокудина-Горского, принимавшей непосредственное участие в создании «Коллекция достопримечательностей Российской империи»: Д. С. Прокудин-Горский, помощник фотографа А. А. Евдокимов, рисовальщик Н. М. Селиванов, инженер-электротехник В. В. Меньшов, обойщик Ф. Н. Катай и монтер электрического освещения А. Федоров. Именно эти люди стали теми, кто сохранил для потомков образ России начала ХХ века в цвете.
#6
На заднем плане — тот самый специально оборудованный вагон
Первая экспедиция состоялась через несколько дней после встречи с царём — летом 1909 года. Следуя на пароходе «Шексна», Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри, крестьян, всевозможную инфраструктуру. Он проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Посетил Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастыри.
К осени для Прокудина-Горского подготовили специальный пульмановский вагон, оборудованный по указаниям фотографа, и он поехал на Урал.
#7
Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников. Вагон этот предоставлен был в полное моё распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своём вагоне, совершали поездки для съёмки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т. д.
С.М. Прокудин-Горский
#8
На Урале фотограф посетил Пермь, Екатеринбург, Чёртово Городище, Каменск-Уральский, Верхотурье, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод. После этого фотограф отправился на Южный Урал. В объектив попали Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. В 1910 году Прокудин-Горский совершил два путешествия по Волге от Селигера до Нижнего Новгорода, затем — снова Южный Урал, Башкирия. В 1912 году — от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Рязань, дважды на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь. Затем следовала экспедиция по Камско-Тобольскому водному пути, который только проектировали. В 1916 году Сергей Михайлович отправился на служебном поезде по только что построенному южному участку Мурманской железной дороги. Это была его последняя экспедиция по стране.
После революции Прокудин-Горский навсегда уехал из России, а вместе с ним — и бесценные снимки. Известно, что успехи Сергея Михайловича в работе над цветной фотографией интересовали братьев Люмьер. В 1920-е они предложили Прокудину-Горскому сотрудничество, на что он согласился и переехал на несколько лет в Ниццу. В 1921 году Прокудин-Горский получил патент на первый в истории «фотоаппарат для цветной кинематографии». После смерти фотографа в оккупированном Париже в 1944 году ради сохранения коллекции его дети продали снимки в Библиотеку Конгресса США. В настоящее время не известно никаких негативов из коллекции Прокудина-Горского, хранящихся за пределами Библиотеки Конгресса. Исключение составляет лишь один негатив снимка, сделанного в Златоусте, подаренный в 1987 году президентом Рональдом Рейганом Советскому Союзу и переданный в музей Нижнего Тагила. Авторские чёрно-белые диапозитивы с фотографий, сделанных в Ясной Поляне, хранятся в Пушкинском Доме. Часть снимков из коллекции сохранилась в виде авторских цветных репродукций.
#12
#9
Леонид Андреев в своём кабинете в Ваммельсу, автохром, 
Известно, что дореволюционную Россию в цвете снимал не только Прокудин-Горский. В крупных городах были целые общества автохромистов, снимавших на пластинки фирмы Люмьер. Цветные фотоматериалы были общедоступны с 1907 года, но пользоваться ими могли далеко не все, в основном — профессионалы или весьма продвинутые фотолюбители.
Одними из таких любителей фотографии были писатель Леонид Андреев, зять композитора Римского-Корсакова Максимилиан Штейнберг, светописатель Крыма, музыкант Петр Веденисов, военный фотограф Андрей Зеест.
Конечно их работы далеки от «чудес» Прокудина-Горского, это вполне обычные семейные сьёмки себя, семьи, друзей. Их ценность — история. И очень жаль, что эта часть истории нашей страны дошла до нас в крайне усечённом виде, ведь большая часть автохромов утеряна.
Некоторые из автохромов русских авторов вы можете увидеть в «окошках» каталожного шкафа в глубине Научного зала (практически в натуральную величину).
#10
#11
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г