А начиналось всё намного раньше опытов Прокудина-Горского. Попытки выполнить фотоснимки в натуральных цветах предпринимались чуть ли не со времени открытия фотографии. Идею многокрасочного фильтра-растра запатентовал
Луи Дюко дю Горон ещё в 1868 г. А до и после него эксперименты в области цвета ставили
Кларк Максвелл и
Герман Фогель. К началу XX в. были известны несколько принципов получения цветных фотоизображений, однако их практическое и массовое воплощение так и не состоялось.
В 1903 г. братья Огюст и Луи Люмьеры запатентовали свой способ, а 30 мая 1904 г. изобретение было представлено Французской академии наук, то есть
состоялось публичное рождение цветной фотографии, хотя этот факт можно и
оспорить. Гению братьев мы обязаны появлением «автохрома». «Автохромный» в переводе с греческого значит «самоцветный», то есть процесс фотографирования без последующей раскраски передающий цвета объекта съемки. С 1913 г. фабрика Люмьеров выпускала их до 6000 в день.
Параллельно с использованием автохромов учёные и профессиональные фотографы стремились разработать свои собственные методы получения цветных изображений. Одним из первых, у кого это действительно получилось, был Адольф Мите, немецкий физик, химик, изобретатель магниевой фотовспышки. В 1901 г. Мите сконструировал фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии», которая была затем по его чертежам сделана инженером Вильгельмом Бермполем и в 1903 г. представлена широкой публике.
А ещё в 1902 г. стажировку у Адольфа Мите прошёл русский учёный и фотограф, ученик Дмитрия Ивановича Менделеева, Сергей Михайлович Прокудин-Горский. В течение полутора месяцев обучался он в фотомеханической школе доктора Мите. В конце того же года Прокудин-Горский объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите, а в 1905 году запатентовал сенсибилизатор — вещество, которое делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру и значительно превосходило по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. В 1905 году Прокудин-Горский поразил присутствовавших на заседании Российского Общества фотолюбителей 70 цветными снимками: виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца… Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали воодушевление и восторг присутствовавших.