Английский композитор Бенджамин Бриттен на протяжении творческого пути неоднократно обращался к рождественским сюжетам. Ещё в годы учебы в Королевской академии музыки он создал два хоровых сочинения о Рождестве («Рождество Христа», 1931; «Младенец родился», 1932/1933). Затем, в годы Второй мировой войны, возвращаясь из Америки в Англию, композитор написал цикл «Венок рождественских песнопений» для хора и арфы, в котором использовал григорианский хорал и тексты старинных кэрол. Обращает на себя внимание акцент, который делает автор в Празднике, — в центре произведения находится беззащитный Младенец, побеждающий адские силы своей беззащитностью и кротостью.
В последние годы жизни Бриттен начал работу над рождественской трилогией на тексты средневековых духовных пьес. Работа осталась незавершенной, но пометки в нотных сборниках, принадлежавших композитору, дают нам «ключи» к ее содержанию. В этом финальном сочинении подытоживается взгляд Бриттена на Праздник Рождества.
В Кантикле «Путешествие волхвов» на стихи Томаса Элиота (1971) один из волхвов сравнивает Рождение Христа с будущей агонией Страстей. Вместо традиционного поклонения восточных царей Иисусу Христу Элиот, а вслед за ним и Бриттен, рисуют картину тяжёлого пути, который они преодолевают на пути в Вифлеем.
В последние годы жизни Бриттен начал работу над рождественской трилогией на тексты средневековых духовных пьес. Работа осталась незавершенной, но пометки в нотных сборниках, принадлежавших композитору, дают нам «ключи» к ее содержанию. В этом финальном сочинении подытоживается взгляд Бриттена на Праздник Рождества.
Лектор — аспирантка Московской государственной консерватории Мария Ладыгина.
