В рамках проекта «Соприкосновение культур».
Ведущий концерт Лариса Чернова — почётный деятель искусств города Москвы,
Заслуженный деятель Московского музыкального общества.
ХХ век. Дыхание времени. От модерна к неоклассике.
Начало XX века было ознаменовано напряженными поисками новых путей развития европейского искусства, новых образов и средств их выражения. В этот процесс была вовлечена и музыка самых разнообразных жанров, в том числе и классическая камерная музыка.
Музыка, которая прозвучит, представляет собой любопытные примеры трансформации музыкального языка — мелодики, гармонии — в первой половине XX века в музыке французских композиторов Д.-Э. Энгельбрехта, А. Жоливе и Ш. Кёклена. Содержание их квинтетов и трио можно представить как вереницу замысловатых картин, которые вызывают ассоциации с полотнами французских художников-импрессионистов, постимпрессионистов, представителей авангарда или неоклассики.
Квинтет для арфы и струнных Дезире-Эмиля Энгельбрехта (Desire-Emile Inghelbrecht 1880-1965), французского композитора, дирижера бельгийского происхождения отличается причудливой чередой лирико-драматических образов. В исполняемой 1 части острые гармонии трагических аккордов струнных переплетаются с открытой песенной русской темой арфы и красочными эпизодами, которые, также как и русская тема, несомненно, вызывают ассоциации с произведениями Бородина и Римского-Корсакова, знакомым в Париже того времени по бесподобным «Русским сезонам» Дягилева.
Французский композитора Андре Жоливе (Andre Jolivet 1905-1974), ученик Эдгара Вареза и друг Оливье Месиана прошел свой путь от атонального авангарда к классической ясности. Его сочинение «Рastorales de Noel» (Рождественские пасторали) для флейты, фагота и арфы (1943) написано в середине этого пути. Евангельский сюжет Рождества Христова изложен в четырёх частях: 1.«L’Etoile»(Звезда), 2. «Les Mages»(Волхвы), 3. «La Vierge et l’Enfant» (Мадонна с Младенцем), 4. «Entree et Danse des Bergers» (Антре и Танец пастухов). Мистические картины этой сюиты переданы сложными атональными звучаниями, тогда как жанровые сцены относят нас к старинному французскому фольклору. Произведение написано в годы Второй мировой войны и было исполнено в 1944 году. Радостная фарандола в финале сочинения как бы предвосхищает победу.
Квинтет Шарля Кёклена (Charles Koechlin 1867-1950) «Primavera» (Весна) написан в 1936. Автор — ученик Габриэля Форе, друг и сподвижник Равеля и Дебюсси, композитор и музыкальный критик был знатоком полифонической музыки Баха и старинных французских полифонистов. В Квинтете «Primavera» классически ясные темы получают подчас неожиданное гармоническое развитие с элементами полифонии. Вызывает восхищение также тонкое тембральное сочетание инструментов.
В завершение концерта прозвучит яркая Музыкальная картина «Вечер в Грузии»(1935) русского композитора, петербуржца, профессора Московской Тбилисской консерваторий Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935).
Это одно из последних по времени написания сочинений композитора было создано им в традициях русской классической музыки Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова с их неподражаемым интересом и любовью к музыке Востока. Подобное «прочтение» восточной музыки в европейской классической обработке господствовало в советском музыкальном искусстве долгие годы
Это одно из последних по времени написания сочинений композитора было создано им в традициях русской классической музыки Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова с их неподражаемым интересом и любовью к музыке Востока. Подобное «прочтение» восточной музыки в европейской классической обработке господствовало в советском музыкальном искусстве долгие годы
Автор идеи концерта, тематически объединяющего произведения для ансамбля с участием арфы, его организатор и исполнитель — Ольга Синилова (арфа), ветеран Президентского оркестра РФ.
Исполнители:
Али Арифулов (скрипка) — Заслуженный артист России;
Юрий Зверев (флейта) — солист оркестра;
Анна Грашенкова (скрипка) — солист оркестра;
Анастасия Подьякова (альт) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Алексей Григорьев (виолончель) — Лауреат всероссийских конкурсов, солист оркестра;
Ованес Аветисян (гобой) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Павел Судьин (кларнет) — солист оркестра;
Ольга Гаянова (фагот) — Лауреат международного конкурса, солист оркестра.
Али Арифулов (скрипка) — Заслуженный артист России;
Юрий Зверев (флейта) — солист оркестра;
Анна Грашенкова (скрипка) — солист оркестра;
Анастасия Подьякова (альт) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Алексей Григорьев (виолончель) — Лауреат всероссийских конкурсов, солист оркестра;
Ованес Аветисян (гобой) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Павел Судьин (кларнет) — солист оркестра;
Ольга Гаянова (фагот) — Лауреат международного конкурса, солист оркестра.
Ведущий концерт Лариса Чернова — почётный деятель искусств города Москвы,
Заслуженный деятель Московского музыкального общества.
Количество мест ограничено. Вход с предъявлением документа удостоверяющим личность.