«Арфа в кругу друзей»

Овальный зал
29 сентября 2023
18:30—20:45
вход по читательскому билету
#1
В рамках проекта «Соприкосновение культур».
ХХ век. Дыхание времени. От модерна к неоклассике.

Начало XX века было ознаменовано напряженными поисками новых путей развития европейского искусства, новых образов и средств их выражения. В этот процесс была вовлечена и музыка самых разнообразных жанров, в том числе и классическая камерная музыка.

Музыка, которая прозвучит, представляет собой любопытные примеры трансформации музыкального языка — мелодики, гармонии — в первой половине XX века в музыке французских композиторов Д.-Э. Энгельбрехта, А. Жоливе и Ш. Кёклена. Содержание их квинтетов и трио можно представить как вереницу замысловатых картин, которые вызывают ассоциации с полотнами французских художников-импрессионистов, постимпрессионистов, представителей авангарда или неоклассики.

Квинтет для арфы и струнных Дезире-Эмиля Энгельбрехта  (Desire-Emile Inghelbrecht 1880-1965), французского композитора, дирижера бельгийского происхождения отличается причудливой чередой лирико-драматических образов. В исполняемой 1 части острые гармонии трагических аккордов струнных переплетаются с открытой песенной русской темой арфы и красочными эпизодами, которые, также как и русская тема, несомненно, вызывают ассоциации с произведениями Бородина и Римского-Корсакова, знакомым в Париже того времени по бесподобным «Русским сезонам» Дягилева.

Французский композитора Андре Жоливе (Andre Jolivet 1905-1974), ученик Эдгара Вареза и друг Оливье Месиана прошел свой путь от атонального авангарда к классической ясности. Его сочинение «Рastorales de Noel» (Рождественские пасторали) для флейты, фагота и арфы (1943) написано в середине этого пути. Евангельский сюжет Рождества Христова изложен в четырёх частях: 1.«L’Etoile»(Звезда), 2. «Les Mages»(Волхвы), 3. «La Vierge et l’Enfant» (Мадонна с Младенцем), 4. «Entree et Danse des Bergers» (Антре и Танец пастухов). Мистические картины этой сюиты переданы сложными атональными звучаниями, тогда как жанровые сцены относят нас к старинному французскому фольклору. Произведение написано в годы Второй мировой войны и было исполнено в 1944 году. Радостная фарандола в финале сочинения как бы предвосхищает победу.

Квинтет Шарля Кёклена (Charles Koechlin 1867-1950) «Primavera» (Весна) написан в 1936. Автор — ученик Габриэля Форе, друг и сподвижник Равеля и Дебюсси, композитор и музыкальный критик был знатоком полифонической музыки Баха и старинных французских полифонистов. В Квинтете «Primavera» классически ясные темы получают подчас неожиданное гармоническое развитие с элементами полифонии. Вызывает восхищение также тонкое тембральное сочетание инструментов.

В завершение концерта прозвучит яркая Музыкальная картина «Вечер в Грузии»(1935) русского композитора, петербуржца, профессора Московской Тбилисской консерваторий Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935).

Это одно из последних по времени написания сочинений композитора было создано им в традициях русской классической музыки Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова с их неподражаемым интересом и любовью к музыке Востока. Подобное «прочтение» восточной музыки в европейской классической обработке господствовало в советском музыкальном искусстве долгие годы

Автор идеи концерта, тематически объединяющего произведения для ансамбля с участием арфы, его организатор и исполнитель — Ольга Синилова (арфа), ветеран Президентского оркестра РФ.

Исполнители:

Али Арифулов (скрипка) — Заслуженный артист России;
Юрий Зверев (флейта) — солист оркестра;
Анна Грашенкова (скрипка) — солист оркестра;
Анастасия Подьякова (альт) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Алексей Григорьев (виолончель) — Лауреат всероссийских конкурсов, солист оркестра;
Ованес Аветисян (гобой) — Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра;
Павел Судьин (кларнет) — солист оркестра;
Ольга Гаянова (фагот) — Лауреат международного конкурса, солист оркестра.

Ведущий концерт Лариса Чернова — почётный деятель искусств города Москвы,
Заслуженный деятель Московского музыкального общества.

Количество мест ограничено. Вход с предъявлением документа удостоверяющим личность.
#3
#4
Ольга СИНИЛОВА
Ольга Синилова, окончила ГМПИ имени Гнесиных (класс К.К. Сараджевой) и ассистентуру-стажировку.
В 1990-е гг. — старший преподаватель и ассистент профессора К. К. Сараджевой в Государственной классической академии имени Маймонида.
С 1995 г. — солистка Президентского оркестра РФ.
Ежегодно участвует с сольными и камерными программами в концертах Фестивалей Русского арфового общества, а также на Фестивалях имени М. П. Мчеделова, Московском международном арфовом фестивале (2014), в программах Музыкального салона имени В. Г. Дуловой. Постоянный член оргкомитета фестивалей имени М. П. Мчеделова, член жюри Московского открытого конкурса юных арфистов имени М. П. Мчеделова (2018), член жюри Московского открытого конкурса имени М. А. Рубина (2014), ежегодно приглашается как член комиссии по отбору юных музыкантов на концерты фестивалей юных арфистов Русского арфового общества. Редактор и автор статей в буклетах фестивалей имени М. П. Мчеделова, вступительных статей к 4 томам Антологии произведений М. П. Мчеделова.
Награждена 3 медалями (в том числе «За отличие в труде» и «За усердие») и Грамотами.
593
Центр культурно-просветительских программ
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г