par Brion. Gravures de Yon et Perrichon. - Paris : Hetzel, 1865.
«Юбилей книги»: 185 лет роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Научный зал им. Вяч. Вс. Иванова«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора... Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность».
Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя главный готический собор Парижа, который в то время собирались либо снести, либо модернизировать. Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), как известно, строился на протяжении почти двух столетий (с 1163 по 1330 гг.). Покрытый пеленой тайны, он заставлял людей, населявших город, складывать о себе легенды. Самая популярная из них — история благородного горбуна Квазимодо и «маленькой торговки иллюзиями», прекрасной цыганки Эсмеральды.
Первый полный перевод «Собора Парижской Богоматери» н арусский язык Ю. П. Померанцевой появился в журнале братьев Достоевских «Время» в 1862, а в 1874 году был издан отдельной книгой.
В экспозиции представлены многочисленные издания знаменитого романа в оригинале и в переводах на разные языки, а также исследовательские и литературоведческие материалы.