2022-й год ознаменован двумя юбилейными датами: с разницей в 15 лет родились два современника — испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра и испанский драматург, поэт, прозаик Феликс Лопе де Вега Карпио.
Характер отношений между Сервантесом и Лопе де Вега всегда вызывал споры среди биографов. Кто-то утверждал, что их связывали взаимная дружба и уважение. Так или иначе, это были очень разные люди с очень разным отношением к искусству. Несмотря на это каждый из них оставил яркий след в истории литературы и мировой культуры вообще.
Сравнивать литературное наследие двух испанских гениев — задача крайне непростая и отчасти бессмысленная. «Дон Кихот», монументальное произведение Сервантеса, и комедии Лопе де Вега — есть ли что-то более различное? И дело не только в разных творческих подходах и темпераментах авторов, но и в жанровых различиях. Сейчас нам кажется естественным читать пьесы и мы порой забываем, что писались они исключительно для сцены. В шестнадцатом веке публичный театр был демократическим искусством для всех — и для аристократов, и для чернорабочих, а билеты на представления стоили чрезвычайно дёшево. Одним из основных жанров того времени, помимо трагедии и религиозных драм, были комедии. Они и прославили Лопе де Вега.
Величие Сервантеса в том, что он создал не просто роман, а архетип, своего рода имя нарицательное: даже те, кто плохо знаком с Сервантесом называют чудака-идеалиста, борющегося с ветряными лицами, «Дон Кихотом». Явление «донкихотства» исследовали такие великие философы как Гегель и Шеллинг, образ благородного рыцаря-чудака переосмысляли другие великие писатели — Байрон, Гейне, Тургенев.
При всём различии толкований почти все писавшие о Дон Кихоте сходились на утверждении, что он является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, его причисляли к «вечным спутникам» человечества. Так и в драматургии Сервантеса же всё легкое, игривое и шутовское должно было уступить своё место серьёзному, важному и высокому. Он распростился с традиционными пастухами и пастушками, исключил из своих пьес любимца публики gracioso (забавный плут), действующие лица Сервантеса — теперь реальные, цельные характеры, иногда возвышающиеся до значения общечеловеческих типов.
Однако его современник Лопе де Вега внёс не меньший вклад в историю театра. Он буквально создал новую испанскую драму, чем по праву заслужил звание испанского Шекспира. Лопе де Вега досконально продумывал свои пьесы, обращая внимание на пространство, звуки, жесты; более того, он подробно указывал, какие приëмы стоит применить актëрам.
Спектакли по его пьесам и сейчас с успехам идут в ведущих мировых театрах, а в начале двадцатого века пьесы де Вега произвели необычайный фурор в русской общественной жизни: великая актриса Ермолова получила грандиозную известность именно благодаря комедии «Овечий источник», толпа несла ей от театра до дома на руках.
Итак, мы празднуем юбилеи двух очень разных, но равновеликих испанцев, каждый из которых обладал уникальным взглядом на мир и искусство. Тем интереснее рассмотреть различия их биографий, убеждений и, разумеется, творчества на примере изданий, вошедших в данную подборку.