В стране науки и религии

1 июля 2020
#1
Эта страна может похвастаться 17 лауреатами Нобелевской премии. А рожденная в Польше Мария Кюри (Склодовская) была первым и единственным Нобелевским лауреатом в двух разных науках и первой женщиной-профессором в Сорбонне. Польский астроном Николай Коперник был первым, кто предположил, что Земля не является центром Вселенной.
#19
Слово «Польша» происходит от названия славянского племени polanie, что значит «люди, живущие в открытом поле». Среди славянских языков польский является вторым по числу носителей, после русского. Большая часть поляков, около 87%, исповедует католицизм, что делает Польшу страной с самым большим католическим населением в Центральной Европе.
#2
Дал Бог зубы, даст и хлеб.
Польская пословица
#3
Источник: Walmart
Niedźwiedź, Anna. Image and the Figure: Our Lady of Czêstochowa in Polish Culture and Popular Religion, Jagiellonian University Press, 2010. ProQuest Ebook Central (Access 25.06.2020)

Картина — отображение внутреннего мира художника, картина иконописная — отражение также духовной жизни народа. В каждой культуре приняты свои каноны религиозной живописи. Книга «Изображение и рисунок: Богоматерь Честохова в польской культуре и народной религии» посвящена польской культуре иконописи.

Польский католицизм в его современном виде тесно связан с понятием национальной идентичности. Эта сильная взаимосвязь была вызвана целым рядом исторических причин. На протяжении всего XIX века именно католическая религия объединяла польское общество, которое в то время было фактически лишено собственного государства.

В этих условиях процветал культ Богоматери Ченстоховской, её образ стал национальным символом. В своей книге профессор Института этнологии и культурной антропологии Ягеллонского университета (Краков, Польша) Анна Нидвид описывает и интерпретирует различные формы и выражения этого культа. Её основное внимание сосредоточено на современных подходах к религии и ее связи с медиа и визуальным искусством.
#4
Любой уважающий себя (или материально обеспеченный) поляк трудится не менее чем на трех работах; при этом время, которое необходимо затратить на каждой из них, в совокупности превышает количество часов в неделе раза в четыре.
Ева Липняцкая «Эти странные поляки»
#5
Источник: Brill
Каждая страна вышла из своей истории путём этнографического и политического объединения лидирующего на этой территории этноса. В ходе образования собственной государственности практически каждый народ на Земле прошёл череду исторических перемен, входя в разные периоды своего развития в состав более крупных империй. Народ польский некогда отделился от общеславянской группы (поляне — одно из западнославянских племён). На мировой исторической и политической арене самым заметным было влияние Польши периода Речи Посполитой. Как же формировалась современное государство польское?

Rzeczpospolita — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и просуществовавшая до 1795 года в связи с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.

При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

«Великобритания и Польша-Литва: контакт и сравнение со средневековьем до 1795 г.» — сборник, состоящий из двадцати четырёх статей. Исследования посвящены различным аспектам экономики, политики, религии, искусства и культуры Британии и Польши-Литвы от Средневековья до 1795 года. Статьи иллюстрируют примеры сходства в культуре и политике, а также показывают давние связи между этими двумя регионами.
#6
Что чрезмерно, то не хорошо для здоровья.
Польская поговорка
#7
Источник: X-mol

До появления цивилизации современного типа лечение травами существовало повсеместно. Да и в наши дни народная медицина не потеряла своей актуальности при лечении небольших недугов или как вспомогательное средство при медикаментозном лечении. Кроме того, экстракты лекарственных трав — частый компонент «признанных» препаратов.

В культуре славянских народов лечение травами всегда играло важную роль. Так, в современной Польше лекарственные травы стали частью традиционной медицины. Однако, в условиях техногенного мира первостепенным становится вопрос о месте произрастания и чистоте (а стало быть и полезности\ не полезности) натурального сырья.

«Po в популярных лекарственных травах из Польши» — исследование количества вредного полония (Po) в лекарственных травах, произрастающих на территории Польши. Для этого были взяты пробы 48 образцов самых востребованных лекарственных трав с польского рынка. Концентрация активности Po была измерена с использованием альфа-спектрометрии. Полученные результаты сравнивались с аналогичными исследованиями, проводимыми во всем мире.

Более высокая концентрация Po наблюдалась в надземной части растений. Также в результате исследования было выявлено, что самый высокий концентрат наблюдался у вечнозеленых и зимостойких растений. Тем не менее, даже настойки с 2 граммами наиболее загрязненных трав были признаны безопасными для здоровья.
#8
Нам только кажется, что мир где-то далеко.
Януш Леон Вишневский «Повторение судьбы»
#9
Источник: Amazon
Книга «Закон Зазеркалья: кино в Польше, 1896-1939» раскрывает сложные взаимоотношения между государственностью, языком и национальным кинематографом в Европе накануне Второй мировой войны.

Автор Шейла Скафф описывает основные проблемы, стоящие перед Польшей в период до и во время Первой мировой от относительно медленных темпов модернизации, стремления к национальному суверенитету до формы местной практики в производстве фильмов. Также рассматриваются\ вопросы польской кинокритики. Автор анализирует местное кинопроизводство, зрительскую реакцию в больших и малых городах, дискуссии по поводу выбора языка в интертекстах и споры вокруг первых звуковых экспериментов синхронного перевода.

Скафф изображает создание национальной киноиндустрии в новой независимой стране, золотые годы немого кино, переход от немого к звуковому кино и дебаты в прессе по этому поводу. Она придает особое значение конфликтам в отношениях между национальным большинством и меньшинством и типам сотрудничества, которые привели к таким важным фильмам, как «Диббук» и «Призраки».

Эта книга — первая всеобъемлющая история киноиндустрии Польши до Второй мировой войны. Эта история характеризуется чередованием периодов многоязычного, многоэтнического производства, с одной стороны, и отказом от такой инклюзивности — с другой. Однако, через всё это проходит одна объединяющая нить — узнавание и понимание визуальных кинообразов.
#10
Прислушиваясь к польском языку, так богатому согласными, он (Георг Форстер) вспомнил своих знакомых в Отаити, говорящих почти одними гласными, и заметил: «Если б эти два языка смешать, какое бы вышло звучное и плавное наречие!».
Александр Герцен «Былое и думы»
#11
Источник: live-timely-1a24jcpapf.time.ly
Wicherkiewicz, Tomasz. The Making of a Language: The Case of the Idiom of Wilamowice, Southern Poland, De Gruyter, Inc., 2003. ProQuest Ebook Central (Access 25.06.2020)

Каждый язык уникален в мозаике своих диалектов, из которых строится общее языковое полотно. Часто на различия лексем и семантики влияет историческое развитие региона, его этническое наполнение и взаимовлияние лингвокультур.

«Создание языка: на примере идиомы Wilamowice, Южная Польша» — уникальное исследование этнолекта польского языкового меньшинства, германского диалекта Вилямовице на юге Польши.

Рукописи, написанные на этнолекте в начале XX века, были обнаружены в 1989 году. Книга содержит полные версии нескольких текстов, написанных Флорианом Бисиком. Бисик хотел создать литературный стандарт для Вилямовского языка, чтобы доказать его негерманское, но, возможно, англосаксонское, голландское, фламандское или фризское происхождение.

В книге представлены как диалектная литература, так и важнейшие элементы местной культуры на завершающих этапах её исчезновения. По сути это лингвистический памятник редкому и от того уникальному языку Вилямовице.
#12
Чем старше кот, тем пышнее хвост.
Польская поговорка
#17
Adrian Marciszak, Adam Kotowski, Bogusław Przybylski, Janusz Badura, Andrzej Wiśniewski & Krzysztof Stefaniak (2019) Large mammals from historical collections of open-air sites of Silesia (southern Poland) with special reference to carnivores and rhinoceros, Historical Biology, 31:6, 696-730 (Access 25.06.2020)

Флора и фауна являются неотъемлемой частью существующего мира как в современном, так и в историческом контексте. Наличие определённых естественных ресурсов в том или ином регионе оказало непосредственное влияние на становление раннего человеческого общества. Так, в одной местности преобладало скотоводство, в другой рыболовство и т. д. Понимание, когда появилась и как формировалась хронологически окружающая среда отдельного региона, помогает постепенно простроить мозаику общепланетарного масштаба.

Силезия — историческая область в Центральной Европе (долина реки Одра). Большая часть Силезии входит в состав Польши, меньшие находятся в Чехии и Германии. Крупнейшие города: Вроцлав, Катовице.

«Крупные млекопитающие из исторических коллекций мест под открытым небом (Силезия, Польша) с особым акцентом на хищников и носорогов» — анализ археологических находок фауны Силезии. В ходе исследования было обнаружено, что в этой местности преобладают останки, найденные внутри речных или лесных отложений последнего оледенения. Большинство документированных останков относится к позднему плейстоцену [эпоха четвертичного периода, начавшаяся 2,588 миллиона лет назад и закончившаяся 11,7 тысячи лет назад].

Расположение сообществ фауны и отдельных находок показывает важность речных долин как путей миграции. Силезия тянется вдоль реки Одры, которая течет примерно в направлении юг-север, и соединяет Судетские горы и плато Глубчице с широкими открытыми низменностями Восточной Германии и Западной Польши.
#16
Без любопытства нет мудрости.
Польская поговорка
#18
Источник: Amazon
«Дальше — Ничего: Театр Тадеуша Кантора» — монография по творческому пути одного из корифеев польского модернистского театра.

Тадеуш Кантор (1915-1990) — один из самых новаторских визуальных художников, режиссеров и теоретиков театра XX века. Его театральные постановки и манифесты бросали вызов условностям создания искусства в послевоенной культуре и расширяли границы Дада [Дадаизм, или дада, — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино 1916–1923 годов], сюрреалистических, конструктивистских и хэппенинговых театральных форм.

В 1942—1944, в условиях немецкой оккупации, Кантор организовал подпольный Независимый театр, где ставил пьесы Ю. Словацкого и С. Выспяньского. В 1955 с группой единомышленников создал в Кракове экспериментальный театр-мастерскую «Крико-2», на сцене которого были сыграны его главные, известные во всём мире постановки: «Умерший класс» (1975), «Велёполе, Велёполе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой день рождения» (1991). Эти пьесы оказали глубокое влияние на драматургов и художников, которые и сегодня, в XXI веке, продолжают реализовывать на сцене его радикальные идеи.

«Далее — Ничего» Михала Кобялка исследует театральную практику Кантора с критической точки зрения современных дебатов о репрезентации, памяти и истории. По словам Кобялки, театр Кантора предлагает ответ на реальность, а не изображение утопической альтернативы.
281
Комплексный отдел обслуживания
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г