В «Иностранке» обсудили продвижение грамотности и чтения

4 ноября 2021
#1
Библиотека иностранной литературы совместно с Межрегиональной общественной организацией «Русская Ассоциация Чтения» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации провела два мероприятия: научно-практическую конференцию «Чтение и грамотность в образовании и культуре: траектория развития читателя» и Академию читательского мастерства «Миллион страниц».
#2
В ходе конференции участники обсудили различные методики обучения чтению, современные книги, помогающие понимать и любить учебные предметы, новые возможности национальных цифровых ресурсов и другие темы. А в рамках Академии читательского мастерства «Миллион страниц» участники поделились количественными данными о чтении школьников и студентов и представили промежуточные итоги по объемам обязательного, внеклассного и досугового чтения.
#3
#4
Мы побеседовали с президентом Русской Ассоциации Чтения Натальей Сметанниковой, чтобы узнать историю сотрудничества Русской Ассоциации Чтения и Библиотеки иностранной литературы, а также ее впечатления от совместного мероприятия.

В этом году конференция и Академия читательского мастерства проходят в Библиотеке иностранной литературы впервые, но «Иностранка» и Русская Ассоциация Чтения сотрудничают не первый год. Расскажите, как складывалась история взаимодействия?

Историю сотрудничества Русской ассоциации чтения и Библиотеки можно назвать трёхэтапной. Первый этап начался в 1996 году, когда Русская ассоциация чтения только создавалась (в этом году нам исполняется 25 лет), и мы сотрудничали с Библиотекой и с Британским Советом, который в ней тогда располагался. В те годы в Британском Совете велись очень интересные лекционные курсы, хранилась большая коллекция английской литературы. Для нас обучение чтению на иностранных языках — важная составляющая работы, и в Британском Совете, и в Библиотеке иностранной литературы мы много чего почерпнули в плане методик, лекционных курсов, отношения к чтению и выбора писателей.
 
Второй этап работы с Библиотекой был связан с совместным проектом параллельных текстов. При мотивировании молодых людей на любовь к чтению мы очень быстро сделали вывод, что это нужно делать на основе современной литературы. И проект заключался в поиске произведений русской или советской классики, связанных с книгами современных писателей. При работе над проектом мы тесно сотрудничали с Екатериной Юрьевной Гениевой.
 
Стоит отметить, что за всю свою историю Русская Ассоциация Чтения никогда далеко не уходила от «Иностранки», и наши отношения всегда были более или менее тесными, но никогда не прерывались. И сейчас начался третий этап сотрудничества — совместная организация конференций здесь, в Библиотеке.
 
За эти два дня прозвучало немало докладов и сообщений. Какая тема вас больше всего заинтересовала?
 
Меня трудно заинтересовать этими темами, потому что я отношусь к организаторам и вдохновителям мероприятия, поэтому большинство тем придумываю сама, анализируя результаты предшествующих конференций. Темы наших следующих докладов рождаются из того обсуждения, которое идет в ходе конференций. Когда мы закончили конференцию в прошлом году, учителя попросили расширить и углубить тему современной детской и подростковой литературы. В этом году мы посвятили два дня этой теме.
 
Вторая тема, которой было уделено большое внимание в этом году, родилась из практических занятий. Сейчас общество находится на этапе перехода от чтения с листа к чтению с экрана. Дети обучаются этому чтению сами, без проведения должных исследований и внедрения методик. Пока что мы не учим детей читать с экрана, а это надо сделать и очень быстро, потому что иначе процесс обучения наших школьников будет ухудшаться.
 
Мы изучили технические вопросы: сколько читают, как движутся глазки, на каком этапе что следует начинать делать… Мы выслушали физиологов, психологов, провели свои собственные исследования, замерили скорости и так далее. Иными словами, начали и продолжаем ту научную работу, которая должна быть.

В следующих конференциях вы планируете продолжать исследовать эту тему?
 
Мы планируем проводить дальнейшие конференции по разным направлениям, но эту тему мы, конечно, не бросим. У нас нет таких широких возможностей повлиять на распространение грамотности и чтения в обществе, как у государства, но, поскольку мы энтузиасты, мы делаем пилотные проекты. Когда мы придем к конкретным результатам и цифрам, мы их опубликуем, и другие смогут оттолкнуться от наших исследований и использовать их на уровне государства. 
#5
Мы показываем путь, по которому надо идти людям из министерств и ведомств, и мы рады, когда они нас смотрят и читают.
Президент Русской Ассоциации Чтения Наталья Сметанникова
#6
О Русской Ассоциации Чтения (РАЧ)
#7
Русская Ассоциация Чтения является некоммерческой общественной организацией и входит в Международную Ассоциацию Грамотности (International Literacy Association, ILA). Как член ILA Русская Ассоциация Чтения получает информацию о проектах, связанных с чтением как в Европе, так и во всем остальном мире.
#8
Автор репортажа — Елена Линева
Автор фотографий — Василий Парин
176
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г