Модное место

7 декабря 2017
Удалить блок
#0

Раньше библиотеки были уникальными источниками знаний — только там был широкий выбор современных и классических книг. Сейчас интернет-поисковики предлагают огромное количество ссылок на литературу. Можно сказать, библиотеки как точки доступа к знаниям и информации потеряли свою уникальность. И им необходимо найти новую модель, новые ценности для аудитории. На сегодняшний день для нас, библиотекарей, это главная задача.

Многие годы информационная функция библиотек была основной — во главе угла стояла книга, вся библиотечная жизнь была построена вокруг нее. Но давайте посмотрим на цифры. В 2017 году было издано около 117 тыс. наименований книг, средний тираж их составляет около 5 тыс., в случае с научной литературой — около 500 экземпляров. Ситуация не уникальна для России, она отражает общемировые тенденции падения тиражей. Книга как таковая в своем классическом бумажном виде становится всё менее и менее востребованной.

Но как в таких условиях сохранить востребованность библиотек? Публичных библиотек в России около 40 тыс. Если добавить к этому библиотеки образовательных учреждений (школы, вузы), получится около 90 тыс. Но даже этого недостаточно, чтобы они могли сохранить свою основную информационную функцию, поскольку в библиотеку надо идти, а компьютер или смартфон, куда можно загрузить цифровые версии книг, у всех под рукой. Потому центральной идеей для многих библиотек стало развитие коммуникативных, культурных и образовательных направлений — библиотеки становятся местом встречи и общения, интеллектуального досуга.

В стране уже появляются успешные библиотечные проекты, соответствующие веяниям времени. Библиотеки, причем не только крупные, переводят фокус с фондовой работы на удовлетворение широкого спектра потребностей современных читателей и создание новой сервисной модели. И это дает результат: к нам приходят новые люди, новая аудитория. И постепенно меняется имидж библиотечной сети в целом.

Многие думают, что IT-технологии для нас — главная угроза. Однако мы воспринимаем их скорее как новый инструмент для развития. Так, в Иностранной библиотеке мы создали несколько сервисов, использующих мобильные приложения и цифровые издания от лидеров книжной отрасли. В идеале мы хотим предоставлять нашим читателям контент не только в стенах библиотеки, но и на экранах их телефонов и компьютеров: эксклюзивные статьи, интервью с деятелями культуры, лайфхаки от блогеров по выбору книг.

В следующем году мы подготовим для нашей аудитории новый медиапродукт. Но в ближайшей перспективе все наши силы сосредоточены на развитии научного потенциала библиотеки: хотим сделать научный зал, удобные сервисы для тех, кто хочет добиться успеха в гуманитарной науке и ее прикладных областях, образовательный кластер, европейский центр реставрации и сохранности книг для библиотекарей-профессионалов.

Само пространство библиотеки должно быть современным и привлекательным, удобным для работы, образования и досуга. То есть нам нужны новые международные культурные центры, формирующие вокруг себя устойчивую аудиторию. А это хорошая почва для встреч с писателями, деятелями культуры, мастер-классов, кинопоказов и других полезных событий.

Библиотека всегда была местом интеллектуального развития, и эта ее высокая миссия должна сохраниться — пусть и с новыми средствами доступа к знаниям и книгам. Формы работы при этом будут меняться: технологии, спрос аудитории не стоят на месте. И наша задача — задавать тон, а не следовать за переменами. Только тогда библиотеки окажутся во главе прогресса.

Посмотреть оригинал статьи
449
Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г