Вадим Дуда: «Любое учреждение культуры, вне зависимости от подчиненности и размера, может быть востребованным и интересным»

16 мая 2018

Вадим Валерьевич Дуда — директор Библиотеки иностранной литературы, или «Иностранки», как ее называют в последнее время. Учреждение каждый год увеличивает количество посетителей, да еще и реализует крупные проекты в сфере библиотечного дела и международного сотрудничества.

— Вадим Валерьевич, Иностранка ежегодно наращивает количество посетителей. Как удается быть интересной читателю?

— Библиотека может стать интересна читателям, только если есть привлекательное пространство, новые книги и новые ресурсы, интересные мероприятия, которые позволяют встретиться с писателями, деятелями культуры, дипломатами. Модные гаджеты не способны заменить живое общение. И на это любой библиотеке стоит сделать ставку, чтобы не растерять своего поcетителя.

— А какие мероприятия вы проводите?

— Мы для себя установили несколько критериев, по которым отбираем мероприятия. Даже за деньги мы не готовы ставить под сомнение общий культурный уровень Иностранки. Все наши мероприятия можно разделить на три группы. Первая — мероприятия, которые помогают раскрывать наши фонды и привлечь внимание к книгам. Вторая — когда мероприятие посвящено нашей традиционной международной деятельности, международному культурному обмену — это встречи с деятелями культуры, послами, интересными людьми из других стран. И третья группа — мероприятия, которые помогают поднимать внебюджетные доходы. Но и они тоже должны соответствовать профилю Иностранки, нашему уровню интеллигентности.

При этом у нас есть линейка мероприятий социальной направленности, например, концерты фортепианной музыки для местных жителей. У нас для этого очень красивый зал на 100 человек. И хотя это не совсем библиотечная тематика, мы этим тоже занимаемся.

— Это бесплатные концерты?

— Да, конечно. Вообще я бы не стал говорить, что библиотека может заметно зарабатывать на какой-то линейке мероприятий, хотя у нас иногда получается. Но это деньги, которые мы получаем не от посетителей, — ведь традиционно библиотека воспринимается бесплатным учреждением. Это деньги спонсоров.

— А чем библиотека может заинтересовать спонсоров?

— Приведу один пример. У нас есть книга Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии» 1550 года издания. Мы подумали, что это может быть интересно австрийскому посольству: до сих пор Герберштейн — очень известное имя в австрийской дипломатической среде. Мы провели выставку книги в австрийском посольстве. После этого организовали конференцию, посвященную научному наследию Герберштейна. На нее удалось получить грант. Вот так книга помогла вызвать определенный поток спонсорских денег.

— А кто ваш основной читатель? Можете нарисовать портрет посетителя Иностранки?

— Умный, энергичный, работоспособный (смеется). Если брать статистику, приблизительно 40 процентов читателей — студенты. Библиотека постепенно становится местом, где молодые, энергичные, иногда даже амбициозные люди могут получить помощь и ресурсы для достижения своих жизненных целей через повышение знаний, интеллекта, профессиональных компетенций, опыта общения с представителями разных культур и стран.

— Со студентами понятно — учеба заставляет читать. А как приобщить к чтению детей?

— Мотивировать. Моему младшему сыну 8 лет. Он читает достаточно много. Когда-то в детстве ему запала в голову мысль, что «люди, которые читают книги, всегда управляют теми, кто смотрит телевизор». Мода тоже влияет. Помните, лет 15–18 назад в Москве появились первые фитнес-клубы. Поначалу это казалось странным, а сейчас многие люди не представляют себе жизни без спорта — появилась мода на здоровый образ жизни. И мне кажется, сейчас зарождается мода на интеллект, на чтение книг. Совсем скоро станет модно быть не просто успешным, а умным.

— Но дети, наверное, не понимают моду на чтение?

— Да, им нужно что-то визуальное. Мы хотим в ближайший год создать мини-музей книги, чтобы показать историю ее возникновения, книгопечатания. Хотим, чтобы дети могли прийти в библиотеку и увидеть модель станка Гутенберга*, как печатались книги в далеком прошлом, может быть, что-то самостоятельно напечатать. Это, наверное, тоже будет вызывать интерес к книге — уникальному явлению культуры.

— А как Вы относитесь к превращению библиотек в развлекательные центры?

— Я противник такой трансформации.

Библиотека — это место, где люди повышают свой интеллектуальный уровень, где можно чему-то научиться, написать диссертацию, стать успешным и востребованным профессионалом.

Библиотека должна быть партнером в строительстве успешной карьеры, а не просто местом приятного проведения времени. Скорее, это место интеллектуальной работы, а не отдыха. Хотя, что касается села, я не вижу ничего плохого в том, что библиотека забирает на себя часть функций традиционных домов культуры. Достаточно странно, если в небольшом поселке будет два крупных учреждения. Библиотека вполне справится и с кружками, и с кинопросмотрами, и с танцами, если хотите.

— Про сельские библиотеки… Вадим Валерьевич, уже несколько лет Иностранка реализует проект «Библиотека нового типа» — вы модернизируете библиотеки в регионах. Как отбираете библиотеки?

— Обычно нас интересуют библиотеки сельские, муниципальные, районные — небольшие. Если библиотеки площадью метров 200–250, с фондом приблизительно до 10 тысяч книг, с 2–3 сотрудниками в штате, тогда мы понимаем, что можем сделать проект «под ключ». Один из наши первых и любимых — модернизация Боголюбовской поселковой библиотеки. Она расположена вблизи шоссе Владимир — Москва. По сути, библиотека находилась на «задворках» одного из местных магазинов. И все держалось на активности, подвижничестве всего двух работников. Но каких! Однажды заведующая, Ольга Андон, спросила: «Вадим, я прочитала в американском журнале про lean-back reading experience. Что это такое?». Это такой подход, что некоторые любят читать не только за столом, но и откинувшись в кресле, с торшером. Так вот, Ольга привезла из дома в библиотеку кресла, чтобы посетители могли на них читать. Нам очень захотелось помочь этой библиотеке — сделать ее современной и красивой.

— Но ведь для этого нужно еще и финансирование…

— За деньгами мы обращались к чиновникам. Но здесь нельзя просто сказать: «Давайте сделаем хорошую библиотеку». Нужно показать проект. Мы разработали дизайн с многофункциональной зоной. Когда один из руководителей Владимирской области увидел проект, воскликнул: «У нас в селе будет такая библиотека? Да что вы!». И все закрутилось.

На открытии библиотеки после ремонта присутствовал вице-губернатор области, он сказал: «Такая красивая библиотека, такая вывеска, так все здорово — но почему кривые заборы? Давайте их поменяем!». Так библиотека начала улучшать жизнь вокруг себя — она стала притягивать внимание и людей, и местной власти. А когда жители окрестных поселений приходили к своим муниципальным начальникам, говорили: «Вот у них есть такая современная библиотека, почему у нас нет?». Получилось общественное давление. В результате подобных библиотек в округе появилось около восьми, если не ошибаюсь.

— А читателей в Боголюбовской библиотеке после модернизации стало больше?

— В разы. Если раньше было 5–6 посетителей в день, то теперь до 100. Потому что появились интересные книги, стало красиво — оборудовали места для индивидуальной и групповой работы, зоны лекций, отдыха и общения, конференц-зал, учебный класс. И главное — изменилось отношение посетителей к библиотеке. Когда мы планировали в читальном зале амфитеатр (комфортную зону для чтения), волновались — кто будет следить за тем, чтобы читатели в грязной обуви не запачкали ковролин. Но люди стали воспринимать библиотеку как свою гостиную. Когда приходишь к себе домой, никто за тобой не следит. Ты сам понимаешь — надо снять ботинки. И посетители стали также бережно относиться к библиотеке.

— А сколько у вас в работе заявок от других библиотек?

— Заявок много. Но реально мы можем найти ресурсы только на 2–3 проекта в год. Ведь мы меняем не только облик библиотеки, помогаем пополнением фонда, обучением сотрудников…

— Перестроить работу сотрудников, наверное, сложнее всего?

— Вы знаете, в нашей отрасли встречаются люди двух типов. Есть настоящие подвижники, такие как наши библиотекари. Например, наш главный хранитель — со стажем работы в Иностранке 52 года! И при этом сохраняется интерес к новому, к развитию, к совершенствованию. Это фантастические люди, которые служат своему делу всю жизнь. Такая надежная опора. А есть люди, которые тянут по инерции тяжелый груз, потому что деваться некуда — «куда я пойду в таком возрасте», да «с моим резюме» и «специальность не очень востребована». Очень тяжело, когда люди тянут, — это создает непростой климат вокруг. А как только будет больше подвижников, которые все делают от души, легко, с большим удовольствием, — тогда вокруг соберутся и люди, и проекты, и что-то хорошее получится.

— Как же небольшой библиотеке стать интересной для своего читателя?

— Здесь нет общих рецептов. Но я уверен, что у каждой библиотеки, у каждого учреждения культуры есть своя аудитория или свое количество «стейкхолдеров» (заинтересованных сторон) — это могут быть пользователи, читатели, местная власть, местные сообщества. Местный бизнес, в конце концов. Нужно просто смотреть, что мы можем им предложить для решения их важных задач, искать возможность партнерства. Любое учреждение культуры, вне зависимости от подчиненности и размера, может быть скучным, а может быть востребованным и интересным.

— Финансирование — не главное?

— Мне кажется, что очень много негатива вокруг, потому что кажется, что мало денег, мы не интересны учредителям и спонсорам, стало меньше посетителей. Нет общей формулы успеха — но надо просто делать что-то хорошее и интересное, и все понемногу станет на свои места. И даже найдутся деньги!

Библиотека
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой