Как отметил Борис Евгеньевич, этому нестареющему литературному сюжету уже около трех тысяч лет. В древнейшей своей форме он восходит к событиям второй половины VIII в. до н. э., когда Ассирийская империя депортировала за Евфрат значительную часть населения завоеванного Израильского царства, состоявшего из Десяти колен (племен) потомков библейского Патриарха Иакова, его сыновей и внуков[1].
Скорее всего, бóльшая часть этого людского потока была ассимилирована жителями земель к востоку от Евфрата, а часть древних израильтян, оставшаяся на своих исконных землях, смешалась с колонистами из Ассирийской империи, образовав новый народ – самаритян.
Позднее, – в эллинистический период – обрывки воспоминаний о реальной истории исчезновения Десяти северных племен перешли, по словам Б. Е. Рашковского, в область «фантастической географии»: Евфрат превратился в таинственную «Субботнюю реку» (Самбатион), которая, прекращая свое течение каждый седьмой день, соблюдает субботний покой, и за которой – как предполагалось – должны обитать могущественные потомки Десяти колен.
Средневековые евреи связывали с этими мифическими потомками чаяния освобождения от преследований христиан и мусульман, христиане же Западной Европы – свои страхи перед вторжениями народов Евразийской Степи. (Любопытно, что на Руси, которая несравненно более, чем Запад, страдала от вторжений реальных степняков, устрашающая мифология «Десяти колен» отсутствовала)…
Но и в последующие времена эта связь реальной истории с мифологией Самбатиона не угасала.
Так, за потомка Колена Рувимова выдавал себя знаменитый самозванец Давид Реувени (умер в 1538 г. в испанской тюрьме); потомком Десяти колен считал себя шотландский и английский король Яков I Стюарт (1567-1625); в версию происхождения своего народа от Десяти колен верил горско-еврейский историк Илья Анисимов (1682-1928).
Да и поныне в свое «десятиколенное» происхождение верят американские мормоны и «черные иудеи»; общины эфиопских евреев в современном Израиле, а также перешедшие в иудаизм и переселившиеся в Израиль представители нескольких тибето-бирманских народностей из северо-восточной Индии, именующие себя Бней-Менашше (Сыны Манассиины)[2]…
Таким образом, «фантастическая география» страны Десяти колен и волшебной реки Самбатион вплетается в реальную историю сотен и сотен тысяч наших современников. И продолжает влиять на нее…
Аудио-запись лекции Б.Е. Рашковского доступна по ссылке:
https://yadi.sk/d/KmyWQnWl3JbTu2
[1] Второе древнееврейское государство – Иудея – смогло пережить последствия ассирийского разгрома.
[2] Все эти иудаизированные этносы, наряду с самарянами, приобрели в Израиле официальный статус полноценных евреев.