По убеждению лектора народно-бытовая еврейская демонология во многом строилась на пересечениях «большой» и «малой» традиций в истории иудаизма.
«Большая» традиция коренится в обширной области библейской, талмудической и каббалистической словесности и комментариев к священным текстам. Из «большой» традиции вырастает вошедшая в народное сознание тема космической демоницы Лилит, первой жены Адама, вредящей мужчинам и младенцам. Пример этой «ученой» демонологии – вышедшая в 1710 г. в Берлине книга «Сод ха-Шем (Тайна Имени)» о правилах обрезания и ухода за младенцами, а также их бережения посредством амулетов с особой символикой.
«Малая» же традиция роднит еврейскую народно-бытовую демонологию с соответствующими демонологиями окружавших евреев народов Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Здесь фигурируют и домовые, и лешие, и не погребенные покойники. Народно-бытовая память еврейских простолюдинов полнилась преданиями об этих «малых» вредителях, которых надлежит отпугивать или же задабривать молитвами, заговорами, амулетами. В частности, у евреев, как и у русских людей, ценился носимый в качестве амулета текст 91 (90) Псалма («Йошéв бе-сéтер Эльóн… / Живый в помощи Вышняго…». В русском простонародном обиходе этот амулет называется «Живые помочи»). В обоих случаях – и у евреев, и у русских – этот амулет вшивался в одежду солдат.
Характерная черта еврейской народно-бытовой демонологии – особо трепетное отношение к домашней печи как к месту постоянного проживания домового (риах): в украинско-молдавском идише это слово является видоизменением ивритского слова рýах («дух»).
Выступление Марии Михайловны опиралось не только на библиотечный и музейный материал, но и на ее собственные полевые исследования в Молдове и в Черновицкой области Украины.
Подробнее с содержанием лекции М.М. Каспиной можно познакомиться, прослушав аудио-запись по ссылке: https://yadi.sk/d/EmZ_